понедельник, 9 марта 2020 г.

Почему молодые люди избегают призыва?


Президент Таджикистана 4 марта 2020 года подписал  Указ об увольнении в запас военнослужащих и очередном призыве граждан на воинскую службу.  Согласно этому Указу, весной, к службе в армии будут призваны мужчины 1993 - 2002 гг. рождения.
В связи с этим опять становится актуальной проблема призыва и службы в армии. Снова в социальных сетях и в СМИ поднимается тема призыва в армию методом охоты и облав.
 
           Метод призыва в армию, путём проведения облав, применяется не первый год, и не первый раз подвергается жесткой критике со стороны общественности. Однако, не смотря на это проблема, так и не устранена, а молодёжь по-прежнему не хочет идти служить в армию. Так в чём же причина?



Почему молодые люди избегают призыва?

Конечно, мотивы и причины могут быть разными. Например, есть особые дети, им нельзя служить, для этого есть другие дети. Есть те, кто просто банально, боится тягот и лишений армейской службы, другие, видя то, что творится в нашей армии (не суставные отношения и их последствия), предпочитают для себя другую перспективу. Например, уехать в Россию. Ещё есть те, кто считает 2 года службы в армии, зря потерянным временем, и предпочитает потратить это время на зарабатывание денег на свадьбу, машину и тд., согласно своим приоритетам.

            Но, мне кажется, что причина не только в этом. Я думаю, что главная причина – отсутствие мотивации. Нет героев, на которых можно равняться, нет идеи или идеологии, ради которой ты готов пожертвовать собой. Отношения к армии и служивому народу не те.

            Не служил - не мужик!

            Я служил в Советской Армии. Конечно, это может быть не совсем удачным примером, но поверьте, проблемы, существующие в Таджикской армии (неуставные отношение, плохое питание и тд.), были и там. Но, несмотря на это, люди, шли в армию. Это связанно не только с советской пропагандой и идеологией. Это касается мужской гордости, чести и достоинства, называйте, как хотите. Тогда, говорили так, «если парня не взяли в армию, значит с ним не все в порядке». Поверьте, это имело больше воздействия, чем вся советская пропаганда и тому подобное. В мужском обществе, тем, кто не служил в армии, говорили: не служил, значить жизни не видел. Ну, или по-другому над ними «прикалывались».
           

Агитация и пропаганда

            Советского человека готовили к армии, защите родины с детства. Даже в самой далёкой, горной школе, были портреты героев. Каких героев? Да любых, от неизвестного русского Павлика Морозова до комсомольца из Дангары Талбака Лолаева. Кстати, кто из вас читателей узнает последнего, без поиска в интернете, а просто от памяти, в отличии от Павлика Морозова или Александра Мироненко. Я думаю мало кто вспомнит, даже из старшего поколения.  Да и я не все подробности помню.

 Но суть не в этом. Я хочу сказать, что одной из причин, по которой молодёжь избегает армию, является отсутствие героев, на которых хочется равняться. Молодые люди могут спросить у своих родителей, дедушек – как в ТССР были оформлены парки, дома культуры, библиотеки, школы, пионерские лагеря?

В парках были портреты и героев борьбы с басмачеством и ВОВ. В нашей школе в кабинете НВП и в коридоре были портреты героев – пионеров, комсомольцев. Выглядели они так: Портрет, ФИО, краткое описание подвига, награда. Ничего лишнего, но очень доходчиво. Да так, что любой был уверен, что поступил бы так же. Вот в таком духе воспитывалась молодежь.

А на кого равняться современной молодёжи? Вопрос конечно интересный, но все же есть такие люди и не один. Пограничники, солдаты, милиционеры совершали подвиги, борясь с контрабандистами, террористами, и всякими бандитами. О них пару раз вспомнят и то благодаря журналистам, и на этом всё. Надо, как говориться, PR ить их по той же форме, с учетом современных реалий. Надо чтобы у парней были герои не «Человек паук», Тор и тому подобные, а настоящий человек, без супервозможностей, с настоящей душой, одной жизнью, с родителями и семьей, который готов пожертвовать всем этим, ради жизни других. Тогда, парни не убегать от армии будут, а стремится в неё.

            Почему я пошёл служить?

            До того, как я поступил в ВУЗ, студентов в армию не брали, конечно если была военная кафедра. Однако, в моем случае эта «лафа» закончилась, и в армию забирали всех поголовно, даже нас, проходивших спецкурс военных переводчиков, которые так и так в Афганистан попадали.

Я получил повестку в военкомат в начале октября. Через несколько дней после этого умер мой отец и моя покойная мать не хотела отпускать меня в армию. В военкомате работал друг отца и нашей семьи. Мать попросила его об отсрочке. Друг отца сказал, что до мая месяца дадим отсрочку, потом решим вопрос с освобождением от призыва положительно.

В это время, в армию уходили одноклассники, друзья, ребята со двора. Было ощущение, что тебя лишили возможности участия в каком-то грандиозном событии. Потом начали приходить гробы с Афганистана.

Привезли цинковый гроб моего друга детства, парня по имени Олуча. Он был танкистом. Я вспоминал как мы росли, как отдыхали в пионерлагере, футбол гоняли, девчонок провожали. И вдруг этого человека больше нет. Я стал чувствовать себя не уютно.

Всё то, что я отметил выше - отношение народа к тем, кто не служил, пропаганда, и естественно последнее описанное событие, в совокупности имели своё воздействие на меня, и я решил, что пойду служить в Армию. Весной 1985 года, я сообщил матери, что я иду в армию и прошу её благословение на путь. После этого были комиссии в военкомате, спешная сдача экзаменов, и проводы в Армию. Кстати, проводы в Армию в наше время, были как свадьбы.  Я, как и миллионы моих сверстников, отслужил и выполнил свой долг перед своей родиной и не жалею об этом.

            Неуставные отношения

Неуставные отношения или дедовщина, это проблема, передавшаяся по наследству от Советской Армии. Историю этой проблемы толкуют по-разному. Есть даже мнение, что она пришла в армию вместе с уголовниками, отправленными на фронт во время Великой Отечественной Войны.

Дело в том, что «дедовщина», с одной стороны проблема для армии, а с другой стороны, инструмент, помогающий офицерам управлять подразделением и решать какие-то задачи.

В советской армии, старослужащие или «деды», были своего рода помощниками офицеров. С их помощью младшие командиры решали многие вопросы, касающиеся боевой подготовки и несения службы. Например, они могли поставить перед сержантом и старослужащими определённую задачу, на решение которой требуется часа три и сказать, что у них есть всего один час. А как они решат поставленную задачу - офицера не волнует. Это уже была проблема старослужащих. Деды, в свою очередь, для выполнения, поставленной задачи, гоняли молодых. В конечном счете, приказ и поставленная задача выполнялась, а как, не имело значения. Таким образом управлялось подразделение.

В воинских частях обычно вечером оставались дежурные офицеры, остальные уезжали по домам. Дежурному офицеру, одному трудно было следить за всем и поэтому большинство случаев неуставных отношений происходило именно в это время. Искоренить дедовщину в Советской Армии, не смогли или, скорее всего, не хотели.

 Я видел два вида армии. Ту, которая была на территории СССР и где была эта дедовщина и ту, которая была очень далеко от СССР и где не было дедовщины.  

Дедовщина была в Европе (в Группе Советских войсках) даже в Сороковой Армии в Афганистане, где люди серьезно воевали, однако в войсках, в которые я попал, почти через год службы в Союзе, неуставных отношений или дедовщины не было.

Одна из причин – постоянная дислокация младших офицеров, прапорщиков на территории базы. Они контролировали подразделение круглые сутки. Кроме всяких военных дел, они играли с солдатами волейбол, футбол и устраивали другие соревнования. Одним словом, не давали время на неуставные отношения.

Первое, что мы услышали на новом месте службы от начальника базы, это были слова: - Забудьте сколько вы там (в союзе) прослужили. Здесь, счетчик обнуляется и на этой территории нет ни молодых, ни старых. Есть люди, братья, которые стоят друг за друга и выполняют интернациональный долг.  Всё понятно!

Мы сказали, что всё понятно и начали служить, как люди, братья, которые стоят друг за друга, и выполняли интернациональный долг. Служили в нашей части русские, белорусы, украинцы, представители Средней Азии, Кавказа и Закавказья, прибалтийцы.  И не было разницы, какой ты нации, сколько ты прослужил. Настала твоя очередь что-то делать, делаешь.

После службы в той армии, на территории СССР, было ощущение, что происходящее вокруг это сон. Ну, как так может быть, чтобы старослужащий, которому скоро домой, что-то делал, а не заставлял делать это молодых. Слова подобные дух, душара, черпак, старики молодые и тому подобное, вообще не употреблялись. Мы все обращались к друг другу по имени или как-то по фамилии. Одним словом, была создана такая атмосфера, что в ней было учтено все – и то, что касается военной стороны, выполнение боевых задач, несения службы, устава и то, что касается человеческой стороны – условия быта и службы, взаимоотношения и воспитание чувства братства и ответственности друг за друга т.д.

Почему я это все вам рассказываю? Потому что это, на мой взгляд, рецепт решения проблемы с призывом в армию и неуставных отношений в ней. Если удастся сформулировать нужную идеологию, организовать правильную агитационную политику на тему патриотизма, воинского долга и зашиты родины, на примерах героев, как прежних времён так и настоящего времени, у молодёжи по крайней мере будет какое-то понимание о необходимости службы в армии. А если офицеры будут добросовестно выполнять свои обязанности, а солдаты служить как люди, братья, которые стоят друг за друга, а не по законам урок, не будет дедовщины и других неуставных отношений. 

Что касается всяких льгот и привилегий для тех, кто отслужил в армии, то в День национальной армии Таджикистана Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в своей речи поручил определить для этой группы граждан соответствующие льготы.

С удовлетворением хочу отметить, что более 90 процентов офицеров, служащих сегодня в рядах Вооруженных сил, окончили военные институты и академии.
В связи с этим руководству Министерства обороны и других военных структур необходимо в сотрудничестве с соответствующими министерствами и ведомствами страны принять меры по нахождению путей и методов поощрения солдат после завершения армейской службы.
Также поручаю определить для этой группы граждан соответствующие льготы, прежде всего, при поступлении в высшие военные учебные заведения, как внутри страны, так и за рубежом, для принятия их вне конкурсов в колледжи и лицеи и обеспечения работой по специальности.
При приятии на ответственные государственные должности юношей учитывать, как важное и положительное качество их характеристики службу в Вооруженных силах.
В дальнейшем граждане на работу в военные структуры и правоохранительные органы будут приниматься после обязательной армейской службы.

Как видите, власти обратили внимание на существующие проблемы, связанные с воинской службой и предприняли некоторые меры. Таким образом, вопросы стимулирования молодёжи для службы в армии, выбора профессии военного, начинают решаться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Назарпурсӣ: 67% котибони матбуотӣ мегӯянд, ки журналистон дар нишастҳои матбуотӣ саволҳои умумӣ медиҳанд

  Аксар журналистоне, ки дар конфронсҳои матбуот ӣ ширкат мекунанд, ба ҷойи саволҳои умда, саволҳои умумӣ медиҳанд. Ин ақидаи 67% роҳбарони...