понедельник, 29 июня 2020 г.

В память о маэстро Сухробе Курбанове


Это было первое послевоенное лето. Лето без фронтовых сводок, без «чёрных писем» и горьких слез жен и матерей. Оно было жарким в прямом и переносном смысле. Работы было много, надо было восстанавливать страну после тяжелой кровопролитной и опустошительной войны.

В Курган-Тюбе, куда майор Советской Армии Усман Курбанов был направлен на службу из Душанбе, работа кипела, как говорится, на всех фронтах. Что-то строили, что-то сеяли и собирали. Люди привыкали к мирной жизни.

По дороге, поднимая пыль проехали грузовики, за ними бежали и что-то кричали в след босоногие, загорелые мальчишки. Когда, проехала последняя машина, из рассеявшегося облака пыли показался мужчина в военной гимнастерке, один рукав которой был заправлен под ремень. Его все знали в районе, это был почтальон. Увидев мальчишек, мужчина потянул единственной рукой уздечку и остановив осла, подозвал одного из них. Когда мальчишка подошел к почтальону, тот наклонился к нему и спросил:

- Хочешь получить севанчи (подарок, принесшему добрую весть) и увидев, как загорелись глаза ребенка сказал:

- тогда, беги скорее в военкомат к дяде Усману и проси у него севанчи. Скажи, что у него сын родился!

Глядя, вслед удаляющейся фигуре мальчика, почтальон достал из кармана платочек и вытерев вспотевшее лицо, сказал: - да, хорошая весть, и для Усмана гордость и радость, ну и мальчик новые колоши получит.


Тогда никто не подозревал, что мальчик, родившийся в этот жаркий июльский день, станет причиной гордости не только семьи Усмана Курбанова, но и всей страны. Мальчиком, родившимся 2 июля в Курган-Тюбе, был Сухроб Усманович Курбанов - один из ярких представителей художественной элиты Таджикистана.


В конце пятидесятых годов семья Усмана Курбанова, на тот момент Министра бытового обслуживания ТССР, жила в Душанбе. В столице заканчивалось строительство двухэтажного чайного дома. Согласно проекту, это было двухэтажное здание с открытыми террасами и колоннами, оформленное в национальном стиле. Речь идет о чайхане Рахат, которая в будущем станет одним из символов Душанбе.

В оформлении чайханы Рахат принимали участие лучшие ремесленники – мастера резьбы по дереву и гачу, кундаля, мозаики. этих мастеров Усман Курбанов собирал по всей республике, и предоставил им все условия для работы.

Сухробу Курбанову тогда было 11-12 лет. Он очень часть ходил с отцом смотрет как строится чайханы. Каждый уголок объекта был своего рода мастерской. В одном месте трудились резцы по дереву, в другом художники, мастера кундаля и тд. Сухроб Курбанов оказывался совсем в другом мире, в мире которая определила дальнейшую его судьбу.


Для Сухроба присутствие всех этих мастеров было огромным счастьем. Он с интересом наблюдал за их работой, например, подходил к резчику по дереву и смотрел как тот мастерски вырезает замысловатые узоры, пытался что-то повторять за ними. 

Но больше всех его привлекала работа живописцев и мастеров кундаля. Эта национальная техника росписи мелким многоцветным растительным или геометрическим узором, буквально заворожила Сухроба. Забегая вперед можно сказать, что эта техника в последующем использовалась Сухробом Курбановым в работах, в которых он совмещает традиционный стиль национальной таджикской живописи с европейской.


Особо он любил наблюдать как мастер, смешивая на палитре разные цвета красок, подбирает нужные ему оттенки цвета. Это были удивительные оттенки, которые придавали создаваемому мастером орнаменту особый колорит. У него начали возникать вопросы, и он спрашивал у мастеров какие цвета с какими нужно смешивать, чтобы добиться того или иного оттенка. Мастера, конечно делились с ним «секретами» и при удобном случае обратили внимание Усмана Курбанова, на то что у его сына хорошие предпосылки и что Сухроба нужно отдать в художественное училище. 

Усман Курбанов прислушался к совету мастеров и отдал сына учится в художественное училище в Душанбе. Учился Сухроб увлеченно и с удовольствием. Чем глубже он вникал в тонкости профессии, тем больше хотел знать. Ещё во время учебы в училище Сухроб твердо решил, что обязательно продолжит учебу в этом направлении. Родители не были против. Вскоре Сухроб отправился учиться в Москву. Он поступил в Московский государственный художественный институт им. Сурикова, который закончил в 1971 году. 


По окончании института Сухроб Курбанов вернулся в Душанбе. В том же 1971 году он женился на дочери Народного поэта Таджикистана Боки Рахимзаде Сурайё. Она стала для Сухроба Курбанова не только супругой, но и другом и вдохновителем.
Сухроб Курбанов очень быстро получил известность как художник-монументалист и как автор жанра станковой живописи. Его стали привлекать к оформлению к оформлению многих значимых объектов Таджикистана, например, театра оперы и балета Таджикистана.

Его оформительскую работу в жанре мозаики можно увидеть на здании Нурекской ГЭС, его фреска «50 лет Таджикистана» украшает здание Дворца «Вахдат». Кроме того, он принимал участие в оформлении интерьера здания бывшей государственной библиотеки им. Фирдавси, Госцирка. Автором композиции «Звезды поэзии», украшающей здание Союза писателей РТ, также является Сухроб Курбанов.

Талант молодого художника не остался не замеченным. Всего после шести лет с окончания института, Сухроб Курбанов станет Лауреатом премии Ленинского Комсомола (1977 г.), в 1986 году художник был удостоен звания Народный Таджикской ССР, через четыре года ему присвоят звание Народный художник СССР. В 1982 году Курбанова избрали на пост Председателя Союза художников Таджикистана, которым он являлся до 2012 года.

После распада СССР, Сухроба Курбанова приглашали на работы в другие страны, но художник не мог без родного Таджикистана. Он остался на родине и продолжил свою деятельность. Его персональные выставки были организованы во многих странах, в том числе: 1991 - Галерея А. Роджерс, г. Вашингтон, США. 1992 - Галерея Маркович, г. Боулдер, США; Ратхауз, г. Ройтлинген, ФРГ. 1993 - г. Исламабад, Пакистан. 1994 - Отель «Ла Резерв», г. Женева, Швейцария. 2001 - Штаб-квартира ООН, г. Нью-Йорк, США
В 1993 году Сухроб Курбанов открыл в Душанбе первую в Таджикистане галерею – Suhrob Art gallery. Она стала своего рода витриной таджикской живописи. Практически не было ни одной зарубежной делегации в Таджикистане, программа пребывания которой не включала бы в себя посещения галереи Сухроба Курбанова.

Маэстро Курбанов во многом был единственным. Он был единственным художником из Таджикистана, получившим звание Народного художника СССР, единственным художником из Центральной Азии, чьи работы при жизни выставлялись на обозрение в музее Метрополитен Нью-Йорка, единственным художником из Таджикистана, работы которого были выставлены в императорском дворце Гугун в Пекине. Таким он и запомнится - единственным и неповторимым. Сухроб Курбанов скоропостижно скончался вечером 10 мая в Душанбе, недожив почти два месяца до своего 70 - летия.

Соловей

Сухроб Курбанов жил на ул. Пионерская, это махаля за бывшим кинотеатром 8 – Марта (уже не существует). К слову, в этой махале жили многие выдающиеся деятели культуры, искусства, науки, которыми гордилась Родина, которые получили мировую известность.  

Маэстро, будучи человеком добродушным, любил гостей. Любил, когда за столом или дастарханом его окружали родные, близкие, друзья и просто хорошие люди. Двери его дома всегда были открыты.

Я делал несколько телевизионных сюжетов про Сухроба Курбанова копии которых у меня сохранились. Как-то будучи у него в гостях, я предложил записать их на DVD для архива. Он посмотрел на внучку и внука, которые бегали по всему дому, прыгали, играли потом, на разбросанные под телевизором диски сказал:

DVD для архива говоришь?

- вот с ними?

 - попробуй, сказал он и улыбнулся.

Через некоторое время, я записал DVD и отправился к Сухробу Курбанову. Дверь ворот двора, как всегда, была открыта. Я вошел и увидел его стоящего с сигаретой в руках под деревом в глубине двора. Мне издали показалось, что маэстро о чем-то думает. Когда я подошел поближе он увидев меня, поманил рукой и прижав указательный палец к губам, просил не шуметь. Когда я подошел к нему он шёпотом произнес:

- Послушай, как поёт соловей. Я его каждый год слушаю. Он всегда весной сюда прилетает.

  Я соловья не увидел, но слышал его пение и наслаждался им в компании с маэстро Курбановым. Затем, он пригласил пройти на кухню, где Сурайё Бакиевна угостила меня своим фирменным борщом. Мы говорили на разные темы, в том числе о планирующейся в 2016 году выставке. Она готовилась к предстоящему юбилею художника. 2 июля 2016 года Сухробу Курбанову исполнялось 70 лет. Однако, судьба распорядилась иначе. Он не дожил до своего юбилея почти два месяца.


После ухода Сухроба Курбанова я, иногда, навещал Сурайё Бакиевну, но пения соловья больше не слышал. В то время уже начался снос махали и люди переезжали в новые дома. Наверное, и соловей покинул эти места вместе с теми, с кем жил в одной махале. 
Первая частная галерея в Таджикистане

Справка: Сухроб Курбанов родился в 1946 году в г. Курган-Тюбе. Окончил художественный колледж в Душанбе, Московский государственный художественный институт им. Сурикова (1971г.). Председатель Союза художников Таджикистана (1982-2012 гг.), член международной конфедерации художников (Москва). Лауреат премии Ленинского Комсомола (1977 г.), Народный художник СССР (1990г.) и Таджикской ССР (1986г.). Курбанов является трижды лауреатом Государственной премии Таджикистана им. А. Рудаки (1990,1996,2010гг.). Почетный член Академий художеств Кыргызстана (1998г.), России (2009г.), Украины (2012г.), почетный профессор Шанхайского университета (2011г.) и Художественного института Нанкина (2012г.). В 2000 г. удостоен Золотой Пушкинской медали России, в 2016 г.- почетного знака Министерства иностранных дел России за особый вклад в международное сотрудничество. Пожизненный вице-президент Конфедерации Союзов художников СНГ. Через полгода после смерти С. Курбанова организация прекратила свое существование.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Назарпурсӣ: 67% котибони матбуотӣ мегӯянд, ки журналистон дар нишастҳои матбуотӣ саволҳои умумӣ медиҳанд

  Аксар журналистоне, ки дар конфронсҳои матбуот ӣ ширкат мекунанд, ба ҷойи саволҳои умда, саволҳои умумӣ медиҳанд. Ин ақидаи 67% роҳбарони...